Как выбрать бизнес по франшизе
Как выбрать бизнес по франшизе?
-
Франшиза – разрешение вести бизнес от лица существующего бренда и использовать его наработки: имя и дизайн, технологии производства, корпоративные стандарты, права на патенты и изобретения.
-
Франчайзер – бренд, предоставляющий право на свои наработки.
-
Франчайзи – юридическое лицо, работающее по франшизе.
-
Франчайзинг – модель бизнеса в целом.
-
Паушальный взнос – разовая фиксированная выплата, которую франчайзи отдает франчайзеру при заключении договора.
-
Роялти – регулярный платеж, который франчайзи вносит ежемесячно, ежеквартально или ежегодно. Роялти может быть также фиксированной суммой или процентом от валовых продаж.
При выборе франшизы следует обратить внимание на:
- перспективность и уровень развития отрасли, где работает франчайзер, и его конкурентные преимущества (например, применение особых технологий работы в логистике/производстве/маркетинге);
- степень конкурентной среды в отрасли;
- срок деятельности бизнеса франчайзера (для большинства сфер наилучший вариант – от двух лет, с наличием не менее двух точек);
- есть ли у компании бренд и логотип, узнаваемы ли они;
- есть ли собственный сайт у компании;
- есть ли положительные отзывы потребителей и публикации в СМИ (в зависимости от специфики бизнеса);
- уникальное торговое предложение (УТП);
- степень поддержки со стороны франчайзера.
Когда бренд неизвестен:
- Если франшиза успешно показала себя в других регионах, высока вероятность успеха первым из франчайзи. Возможно, франчайзер будет готов продать вам мастер-франшизу (когда франчайзи получает права передавать франшизу третьим лицам и, по сути, сам становится франчайзером, только на определенной территории).
- Если бизнес нишевой и узкопрофильный, в широкой узнаваемости нет необходимости. Основным показателем для разрешения сомнений в данном случае служит окупаемость, финансовая устойчивость и успешность бизнес-модели франчайзера.
Обязательства франчайзи:
- Отдельная оплата может браться за рекламные взносы, обучение, сопровождение старта бизнеса и т.д.
- Контроль со стороны франчайзера может сковывать возможности в развитии и ограничивать инициативы франчайзи.
- Кроме финансовых обязательств вам потребуется вести бизнес по стандартам этой компании со строгим соблюдением принятых ею правил.
- Невыполнение условий договора может повлечь штрафы.
- При смене политики франчайзера условия работы предпринимателя могут ухудшиться.
Где искать франшизы и расценки на них
-
Если вы хотите сравнить стоимость франшиз разных брендов, воспользуйтесь сайтами-каталогами франшиз с удобной сортировкой брендов по группам. Чтобы найти их, введите в поле любого поисковика запрос «франшизы» или «каталог франшиз». Можно также указать сферу деятельности, чтобы сузить запрос.
-
Кроме интернет-каталогов, загляните на сайты компаний, владеющих брендами, и тематические бизнес-ресурсы. А также на сайт Российской ассоциации франчайзинга.
Как заключить договор по франшизе
Основным документом, регулирующим отношения сторон, является договор коммерческой концессии или франчайзинга.
Основные элементы договора, требующие внимания:
-
Порядок и размер выплаты вознаграждения. Как всякий коммерческий договор, франчайзинговый должен содержать положение о платежах. Это может быть фиксированная сумма – паушальный платеж, выплачиваемая единовременно или в рассрочку как вступительный взнос, так и периодические отчисления – роялти, выплачиваемые в течение всего срока действия соглашения. Или же сочетание обоих видов вознаграждения.
-
Срок действия франшизы. Франчайзинговый договор, заключенный без указания срока, может быть расторгнут в любое время в одностороннем порядке, достаточно уведомить об этом за 6 месяцев, если более продолжительный срок не предусмотрен в договоре.
-
Ответственность. Договор франчайзинга предусматривает разную ответственность сторон в случае возникновения претензий со стороны клиентов. Солидарная ответственность – форма ответственности, при которой два или несколько лиц совместно несут ответственность по всем обязательствам. При этом кредитор имеет право предъявлять требования как к одному из этих лиц, так и сразу ко всем.
Основные элементы договора, требующие внимания:
-
Предоставление регулярных отчетов. Если это условие нельзя отменить, то необходимо максимально снизить количество регулярных отчетов.
-
Доступ франчайзера к вашим торговым помещениям и проведение аудита вашей бухгалтерской отчетности. В этом случае вам нужно прописать в договоре, чтобы франчайзер брал на себя расходы на аудит и заранее оповещал о посещении ваших объектов.
-
Ограничение в использовании франшизы определенной территорией (вплоть до согласования расположения конкретных торговых точек), в сотрудничестве с конкурентами и в ценообразовании.
Документы для покупки франшизы
Франчайзи могут стать уже действующие индивидуальные предприниматели и компании или вновь созданные – в этом случае учредителем обычно является франчайзи. Однако франчайзер может запросить дополнительные документы: копию учредительных документов, выписки из ЕГРЮЛ, доверенность на подписание договора и др.
После подписания договора
-
Внесите платеж, если вы оплачиваете франшизу, выбрав паушальный взнос (т.е. единовременную плату за использование торговой марки).
-
Получите полный перечень необходимых документов по франшизе для ведения бизнеса, пройдите первичное обучение бизнес-процессам.
-
Подберите помещение для бизнеса и отремонтируйте его по требованиям СанПин для вашей отрасли (в случае необходимости). Вы можете приобрести имущество у города или арендовать его на льготных условиях. Узнать, как арендовать помещение у города, вы можете по ссылке.
-
Подберите и обучите персонал. Узнать, как найти сотрудников, вы можете по ссылке.
-
Найдите поставщиков оборудования, закупите его и подготовьте к эксплуатации.
-
Найдите поставщиков сырья.
-
На самых начальных этапах запустите маркетинговую кампанию.
-
Проведите техническое открытие с проверкой оснащенности помещения и оценкой степени готовности к началу работы.
-
Проведите торжественное открытие бизнеса.
Как зарегистрировать сделку по франшизе
Заключение договора
Договор заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации в федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Несоблюдение требования государственной регистрации договора влечет ничтожность договора.
Регистрация франшизы
Обеспечить государственную регистрацию сделки обязан правообладатель. Однако сделать это может и франчайзи, если он заинтересован в успехе процедуры. Процедура начинается с подписания договора, в тексте которого прописаны все заранее обговоренные условия, размеры и порядок выплат. Особых требований по оформлению этого документа нет, поэтому его можно составить в свободной форме. После подписания договора обеими сторонами он передается в Роспатент.
Сроки
Сотрудники инстанции после получения договора франшизы проверяют его на соответствие нормам Гражданского кодекса РФ, правильность оформления, наличие ошибок и так далее. Делают они это обычно в срок до 45 дней. При обнаружении любых нарушений условий регистрации Роспатент отправляет одной из сторон письменное извещение.
Заявителю дается 3 месяца для исправления ошибок и новой подачи бумаг. Как только он делает все, что положено (к примеру, досылает недостающие документы), сотрудники Роспатента либо осуществляют регистрацию договора франшизы, либо отказывают в ней. На решение у них есть 45 дней.
Оформление документа в Роспатенте занимает много времени. Но оно также влечет за собой определенные финансовые затраты, так как регистрация платная. Стоимость процедуры – 13 500 рублей, а также 850 рублей за каждую единицу приобретаемых патентов либо 11 500 рублей за каждый знак обслуживания или товарный знак.
Документы
В пакет, который нужно подать в Роспатент, входят следующие документы:
- заявление о регистрации (представляется в одном экземпляре);
- договор о заключении сделки (2 экз.);
- квитанция установленного образца об оплате госпошлины;
- незаверенная копия договора;
- доверенность, если регистрация осуществляется через представителя.