Доход предпринимателей из сферы народных художественных промыслов превысил 24 млрд рублей
Доход предпринимателей из сферы народных художественных промыслов превысил 24 млрд рублей
Дата: 23.07.2024
Малый и средний бизнес в сфере народных художественных промыслов (НХП) и ремесленничества в прошлом году заработал более 24 млрд рублей. Всего, по данным реестра МСП, в стране действует порядка 1,3 тыс. таких предпринимателей, а общая численность работников — около 5 тыс. человек, сообщает Министерство экономического развития РФ.
Отмечается, что предприниматели из сферы НХП создают изделия с сохранением традиций народного искусства. Основные виды деятельности — производство одежды, пищевых продуктов, сувенирной продукции, обработка древесины.
В России развивают свое дело и ремесленники: к ним можно отнести еще более 35 тыс. субъектов МСП. Это предприниматели, владеющие определенным ремеслом, которые производят на продажу изделия ручной работы. Это, например, швеи, столяры, ювелиры, кузнецы и другие.
В настоящее время наблюдается несколько тенденций в сфере НХП. Во-первых, это женское лицо бизнеса: на женщин приходится 67% всех индивидуальных предпринимателей. Во-вторых, сектор стабилен: 73% ведут деятельность более трех лет, создавая устойчивый каркас сектора, принося основную прибыль и обеспечивая занятость 96% работников сферы.
«За последние несколько лет условия для развития бизнеса в сфере НХП значительно улучшились: увеличились поток внутреннего туризма, интерес к регионам, национальным культурам. Благодаря изменениям в законодательстве формируются комфортные условия: закрепляются направления развития креативных индустрий, расширяются меры поддержки компаний в сфере НХП, мастера теперь могут регистрироваться в качестве самозанятых, получая соответствующие преференции. Комплексный подход к развитию отрасли позволил нарастить суммарный годовой доход компаний в сфере народных промыслов более чем до 24 млрд рублей», — сообщила заместитель министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова.
С 2016 года около 100 предприятий НХП, находящихся в реестре Минпромторга РФ, получают субсидии на компенсацию коммунальных платежей, модернизацию производства, закупку материалов и сырья, страховые взносы. По результатам исследования ассоциации «Народные художественные промыслы России», только финансовых мер поддержки для отрасли недостаточно. Необходима помощь в поиске рынков сбыта, продвижении, маркетинге.
Для этого в 2022 году Правительство РФ расширило возможности использования субсидии, выделяемой предприятиям НХП. Федеральные средства на поддержку производства и реализации изделий народных художественных промыслов можно потратить на разработку и обновление интернет-магазинов, рекламу в Интернете, создание фирменной упаковки, расширение и модернизацию выставочных и торговых пространств.
«Сегодня увеличивается запрос со стороны бизнеса из сферы НХП на обучающие программы, помощь в продвижении, консультации. Минэкономразвития России разработало партнерские программы с маркетплейсами, в том числе с платформой «Ярмарка мастеров». Кроме того, поддержку в продвижении можно получить через центры «Мой бизнес». Так, компании могут принять участие в выставке «Ладья» на безвозмездной основе, для них создают специальные мастерские-коворкинги, организуют региональные ярмарки для сбыта продукции», — добавила Татьяна Илюшникова.
Развитие народных художественных промыслов и ремесленничества активно поддерживают и регионы. Больше всего предпринимателей из этой отрасли зарегистрировано в Республике Башкортостан (329), Вологодской области (211), Санкт-Петербурге (193), Ленинградской области (131), Саратовской области (101).
Кроме того, петербургские предприниматели могут представить свою продукцию на Витрине брендов. Проект разработан Комитетом по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга и Центром «Мой бизнес» Санкт-Петербург (СПб ГБУ «ЦРПП»), как площадка для продвижения товаров и услуг, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, а также самозанятыми города.
Разместить карточку товара на платформе, а также добавлять и редактировать информацию в ней представители бренда смогут через Личный кабинет на сайте ЦРПП.
Напоминаем, что обратиться за поддержкой Центра «Мой бизнес» Санкт-Петербург (СПб ГБУ «ЦРПП») по самым разным направлениям могут как действующие, так и начинающие самозанятые, ИП и юрлица. А также те, кто только планирует открытие своего дела.
Поддержка бизнеса осуществляется в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Отмечается, что предприниматели из сферы НХП создают изделия с сохранением традиций народного искусства. Основные виды деятельности — производство одежды, пищевых продуктов, сувенирной продукции, обработка древесины.
В России развивают свое дело и ремесленники: к ним можно отнести еще более 35 тыс. субъектов МСП. Это предприниматели, владеющие определенным ремеслом, которые производят на продажу изделия ручной работы. Это, например, швеи, столяры, ювелиры, кузнецы и другие.
В настоящее время наблюдается несколько тенденций в сфере НХП. Во-первых, это женское лицо бизнеса: на женщин приходится 67% всех индивидуальных предпринимателей. Во-вторых, сектор стабилен: 73% ведут деятельность более трех лет, создавая устойчивый каркас сектора, принося основную прибыль и обеспечивая занятость 96% работников сферы.
«За последние несколько лет условия для развития бизнеса в сфере НХП значительно улучшились: увеличились поток внутреннего туризма, интерес к регионам, национальным культурам. Благодаря изменениям в законодательстве формируются комфортные условия: закрепляются направления развития креативных индустрий, расширяются меры поддержки компаний в сфере НХП, мастера теперь могут регистрироваться в качестве самозанятых, получая соответствующие преференции. Комплексный подход к развитию отрасли позволил нарастить суммарный годовой доход компаний в сфере народных промыслов более чем до 24 млрд рублей», — сообщила заместитель министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова.
С 2016 года около 100 предприятий НХП, находящихся в реестре Минпромторга РФ, получают субсидии на компенсацию коммунальных платежей, модернизацию производства, закупку материалов и сырья, страховые взносы. По результатам исследования ассоциации «Народные художественные промыслы России», только финансовых мер поддержки для отрасли недостаточно. Необходима помощь в поиске рынков сбыта, продвижении, маркетинге.
Для этого в 2022 году Правительство РФ расширило возможности использования субсидии, выделяемой предприятиям НХП. Федеральные средства на поддержку производства и реализации изделий народных художественных промыслов можно потратить на разработку и обновление интернет-магазинов, рекламу в Интернете, создание фирменной упаковки, расширение и модернизацию выставочных и торговых пространств.
«Сегодня увеличивается запрос со стороны бизнеса из сферы НХП на обучающие программы, помощь в продвижении, консультации. Минэкономразвития России разработало партнерские программы с маркетплейсами, в том числе с платформой «Ярмарка мастеров». Кроме того, поддержку в продвижении можно получить через центры «Мой бизнес». Так, компании могут принять участие в выставке «Ладья» на безвозмездной основе, для них создают специальные мастерские-коворкинги, организуют региональные ярмарки для сбыта продукции», — добавила Татьяна Илюшникова.
Развитие народных художественных промыслов и ремесленничества активно поддерживают и регионы. Больше всего предпринимателей из этой отрасли зарегистрировано в Республике Башкортостан (329), Вологодской области (211), Санкт-Петербурге (193), Ленинградской области (131), Саратовской области (101).
Кроме того, петербургские предприниматели могут представить свою продукцию на Витрине брендов. Проект разработан Комитетом по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга и Центром «Мой бизнес» Санкт-Петербург (СПб ГБУ «ЦРПП»), как площадка для продвижения товаров и услуг, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, а также самозанятыми города.
Разместить карточку товара на платформе, а также добавлять и редактировать информацию в ней представители бренда смогут через Личный кабинет на сайте ЦРПП.
Напоминаем, что обратиться за поддержкой Центра «Мой бизнес» Санкт-Петербург (СПб ГБУ «ЦРПП») по самым разным направлениям могут как действующие, так и начинающие самозанятые, ИП и юрлица. А также те, кто только планирует открытие своего дела.
Поддержка бизнеса осуществляется в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».