Открытость российских компаний к инновациям
Открытость российских компаний к инновациям
Дата: 28.09.2020
В ходе совместного исследования Агентство стратегических инициатив (АСИ) и международная консалтинговая компания КПМГ опросили 148 крупных российских предприятий. Опрос проводился в соответствии с разработанной АСИ «Моделью повышения инвестиционной открытости крупных компаний», которая включает четыре ключевых блока: стратегия, операционная модель, мотивация, культура.Исследование показало, что крупные российские компании уже встали на путь внедрения инноваций и цифровой трансформации – большинство из них не только осознают положительное влияние инноваций, но также активно финансируют связанные с ними проекты. Так, более 30% крупных российских компаний готовы выделять на эти цели 5–10 млрд руб. в год, а 10% – более 10 млрд руб.
При этом 75% опрошенных компаний занимаются инновациями, чтобы защитить текущие позиции бизнеса, что с точки зрения модели свойственно начальному уровню инновационной зрелости. Усилия более зрелых компаний направлены на развитие новых направлений и завоевание лидирующих позиций. Согласно модели АСИ, для того чтобы компания могла реализовать свой инновационный потенциал, ей следует увеличивать количество запускаемых проектов. Половина респондентов (51%) уже реализовали пилотные проекты по инновациям, однако лишь 16% из них внедрили больше 5 пилотов.
15% корпораций отмечают, что наибольший экономический эффект оказывают роботизированные технологии (RPA), 12% – интернет вещей (IoT), по 10% адаптивные промышленные роботы и 3D-печать и аддитивные технологии. По 9% опрошенных отметили в числе цифровых технологий с максимальным экономическим эффектом автономные машины и дроны, квантовые технологии и цифровые двойники, по 7% – облачные вычисления и умные системы управления, 5% – чат-боты. Технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR), блокчейн, Bigdata и искусственный интеллект отметили лишь по 1% опрошенных.
Половина компаний (49%) в качестве основных барьеров для внедрения инноваций выделяют недостаточную зрелость процессов и низкий уровень автоматизации, а также отсутствие необходимой инфраструктуры. Основным внешним препятствием, согласно опросу, являются регуляторные и законодательные ограничения. Этот перечень также дополняется барьером в виде отсутствия терпимости к риску и ошибкам.
Исследование также показало, что российским компаниям зачастую не хватает скорости реагирования на изменяющиеся обстоятельства. 90% респондентов рассказали, что их компании воспринимают идеи сотрудников или внешние предложения, но медленно реагирует на развитие рынка или технологий. Это препятствие, по мнению участников исследования, является одним из основных барьеров для построения инновационной корпоративной культуры. При этом большинство (63%) считает, что уровень инновационной корпоративной культуры взаимосвязан с показателями доходности компаний.
«Проведенное исследование показывает, что многие современные компании заинтересованы в повышении уровня своей инновационной открытости, они готовы делиться опытом и изучать новые практики. Менеджмент уделяет больше внимания выстраиванию внутренних процессов по управлению инновациями, развитию корпоративной культуры, - отметил Артем Аветисян, директор направления «Новый бизнес» АСИ. - Тем не менее сохраняются и барьеры для более активного внедрения технологий – как внешние, так и внутренние. Это означает, что работу по повышению инновационной открытости компаний необходимо продолжать».
Источник: АСИ